Изабель Байракдарян
Оперная певица, выступающая на самых известных мировых площадках, лауреат международных премий Изабель Байракдарян славится своим многогранным голосом, красотой, обаянием и чувством стиля. Хотя лондонский Королевский оперный театр и истерзанный войной Ливан, где она выросла, казалось бы, находятся в двух различных измерениях, для нее это лишь две остановки во время одного незабываемого путешествия.
Это путешествие началось с того, что многие члены ее семьи стали жертвами Геноцида армян, а оставшиеся в живых были вынуждены бежать из родных мест в Себастии (ныне Сивас), Адане и Дертйоле. Их удивительная душевная стойкость и решимость перед лицом беспощадного преследования, вероятно, сыграли свою роль в том, что Байракдарян добилась оглушительного успеха 100 лет спустя.
«Семьи моих бабушки и дедушки по маминой линии были изгнаны из Себастии и Адана. Мой дедушка Кегам Габриелян, которому тогда было восемь лет, и моя прабабушка Забель Серайдарян, в честь которой меня назвали, бежали вместе, – объясняет Изабель. – Трудно представить, через какие мытарства им пришлось пройти. В детстве мне постоянно встречались напоминания об этой черной странице истории как в рассказах родных, так и в окружающих меня вещах. С юных лет я знала об ужасах, которые пережила наша семья, и это только прибавило мне решимости построить лучшее будущее и доказать, что живу не зря».
Цена бегства
Удары судьбы, обрушившиеся на семью Байракдарян, были велики, начиная с жестокого избиения ее прапрадеда и заканчивая смертью многих членов семьи от голода и болезней во время долгого перехода в Сирию.
«Больше всего мой дедушка мучился от того, что ему пришлось покинуть свою мать, потому что она была слишком слаба, чтобы идти с ними дальше», – добавляет Изабель.
«Представьте себе: ребенком вам приходится оставить за спиной мать, зная, что вы никогда ее больше не увидите»
Время героев
Трагедия в семье Байракдарян шла рука об руку с героизмом, как и во многих других армянских семьях.
Ее прадед Анания Габриелян, также известный как Себастаци Кери, принимал участие в операциях по спасению женщин и детей, похищенных турками, в результате чего много раз попадал в плен, подвергался пыткам и даже был приговорен к смерти.
«Моя тетя рассказывала, как однажды прадеда поймали и уже собирались повесить, однако в этот момент появились друзья верхом на лошадях и в последнюю минуту спасли его»
Сила музыки
Истории, подобные рассказу о прадеде Габриеляне, напоминают сюжет приключенческого фильма или театральной постановки, и не удивительно, что в наши дни именно Байракдарян регулярно выступает с крупнейшими филармоническими оркестрами и записывает саундтреки к голливудским блокбастерам, например музыку Говарда Шора к «Властелину колец».
Вряд ли Изабель могла себе представить подобное в детстве, проведенном в ливанском городе Захле. Однако музыка с ранних лет присутствовала в ее жизни – от армянской духовной музыки V века до народных песен, передаваемых из поколения в поколение.
Когда ей исполнилось 14 лет, вся семья переехала в Канаду, где Байракдарян окончила Университет Торонто с красным дипломом в области биомедицинской инженерии. О карьере оперной певицы она всерьез не думала до тех пор, пока не выиграла международный конкурс.
«Логика подсказывала, что профессия инженера была бы более безопасным выбором, – вспоминает она. – Но, будучи ребенком людей смелых и свободолюбивых, я знала, что должна совершить прыжок в неизвестность и попробовать себя в музыке. По сей день я ни разу не пожалела об этом решении».
Долгая дорога домой
Ошеломительный успех Изабель Байракдарян – свидетельство не только ее выносливости и удивительной способности приспосабливаться к обстоятельствам, но и музыкального таланта. Кроме записи номинированного на «Грэмми» альбома песен Комитаса Вардапета из недавних проектов Изабель можно отметить съемку в ленте «Долгая дорога домой», где рассказывается о ее первом визите в Армению. Для нее и ее матери съемка оказалась очень волнующей; Изабель не сомневается, что глубокая связь с историей, которую она ощутила, поможет ей трудиться еще усерднее, чтобы достичь успеха для своей семьи.
«Моя мама часто пела нам армянские песни, именно благодаря ей мы росли с чувством гордости за наши корни. Она поселила в наших сердцах сильное желание защитить нашу идентичность, культуру армянского языка, песен, молитв. Я хочу, чтобы мои дети чувствовали то же самое, чтобы знали о трагическом периоде в истории армянского народа и в то же время гордились тем, кто они есть, откуда родом.
Последствия Геноцида ощущает сегодня каждый армянин. Но то, что 100 лет спустя мы превратили эти истории выживания в истории успеха и по-прежнему стремимся сделать мир лучше, чем он был, когда мы в него пришли, вызывает воодушевление».
Историческая достоверность материала подтверждена Исследовательской группой инициативы 100 LIVES.